«Методика решений иррациональных
уравнений и неравенств».
1. Пояснительная записка.
Возникновение интереса к математике у значительного
числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того,
насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы
на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно. Необходимость разработки данного
мастер-класса было продиктовано рядом объективных причин. Изучению этой темы в
программе средней школы отводится минимум часов, что не соответствует объему
необходимого для усвоения материала, иррациональные неравенства же изучаются
только в ознакомительном порядке. Однако каждый вариант заданий ГИА и ЕГЭ содержит не менее 2-х заданий по
данной теме, что составляет от 5,4% до 14% всей работы, и они довольно часто вызывают
затруднения. Так как при решении иррациональных уравнений и неравенств в школе
применяются тождественные преобразования, то чаще всего возникают ошибки,
которые обычно связаны с потерей или приобретением посторонних корней в
процессе решения. Поэтому необходимо рассмотреть такие ситуации, показать, как
их распознавать и как с ними можно бороться.
Цель данной работы: разработать методику обучения решению иррациональных
уравнений и неравенств в школе, а также выявить возможности использования общих
методов решения уравнений при решении иррациональных уравнений и неравенств.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить стандарты
образования по данной теме;
Изучить статьи и
учебно-методическую литературу по данной теме;
Подобрать теоретический
материал;
Показать, как общие
методы решения уравнений применимы для решения иррациональных уравнений и
неравенств;
2.
Актуальность и перспективность мастер-класса.
В своей работе использую систему
подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ по
математике, способствующей поэтапному развитию соответствующих возрасту сторон
математического мышления, специальных умений и навыков, необходимых на
экзаменах.
В своей работе опираюсь на следующие
принципы:
·
принцип научности
– соответствие содержания образования уровню современной науки;
·
принцип
систематичности и последовательности в обучении математике;
·
принцип
преемственности в обучении;
·
принцип
доступности в обучении .
Задачи, которые я старалась решить
путём данного мастер-класса:
·
обеспечение усвоения
обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач.
·
формирование и
развитие у старшеклассников аналитического и логического мышления при
проектировании решения задачи;
·
развитие умений
самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой
ситуации;
·
формирование
навыка работы с научной литературой, различными источниками;
·
развитие
коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы,
умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
3. Методы работы:
Используя технологии модульного,
блочно-модульного обучения, проблемное обучение, проектную технологию я стремилась
увлечь обучающихся предметом математики, повысить их качество знаний по данному
предмету.
№ п/п
|
Тема занятия
|
Вид занятия
|
Количество часов
|
Категория слушателей
|
1.
|
«Иррациональные
уравнения»
|
Комбинированный
урок
|
1
|
8-11
кл
|
2.
|
Методы
решения иррациональных уравнений
|
Комбинированный
урок
|
1
|
8-11
кл
|
3.
|
Решение
иррациональных уравнений
|
Комбинированный
урок
|
1
|
8-11
кл
|
4
|
Способы
решения иррациональных уравнений
|
Урок-практикум
|
1
|
8-11
кл
|
5
|
Нестандартные
методы решения иррациональных уравнений
|
Урок-исследование
|
1
|
11
кл
|
6.
|
Способы
решения иррациональных уравнений, содержащих параметры (аналитический метод)
|
Урок-лекция
|
1
|
11
кл
|
7.
|
Повторение
по теме: «Решение иррациональных уравнений»
|
Обобщающий
урок
|
1
|
11
кл
|
8.
|
Тестирование
по теме: «Иррациональные уравнения»
|
Тестирование
|
1
|
11
кл
|
9.
|
Иррациональные
уравнения и неравенства
|
Лекция
|
1
|
9-11кл
|
10
|
Решение
иррациональных уравнений и неравенств
|
Семинар
|
2
|
11
кл
|
11
|
Систематизация
знаний по теме: Иррациональные уравнения и неравенства»
|
Семинар
|
1
|
11
кл
|
12
|
Решение
иррациональных неравенств, содержащих параметры
|
Урок-исследование
|
2
|
11
кл
|
13
|
Практикум
по теме «Иррациональные уравнения и неравенства»
|
Урок-практикум
|
2
|
11
кл
|
14
|
Иррациональные
уравнения и неравенства.
|
Интегрированный
урок математики с информатикой
|
1
|
11
кл
|
15
|
Практикум
по теме: «Иррациональные уравнения и неравенства. Системы уравнений и
неравенств»
|
Урок-практикум
|
3
|
11
кл
|
16
|
Зачёт
по тем: «Иррациональные уравнения и неравенства. Системы уравнений и
неравенств»
|
Зачётный
урок
|
2
|
11
кл
|
17
|
Дифференцированная
контрольная работа по теме: «Иррациональные уравнения и неравенства»
|
Контрольная
работа
|
2
|
11
кл
|
18
|
Материалы
для подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ для самостоятельного изучения и
дополнительных занятий.
|
Уроки-практикумы
|
10
|
9,11
кл
|
19
|
Памятка
для обучающихся по теме: «Решение иррациональных уравнений и неравенств»
|
|
|
8-11
кл
|
4. Итоги и анализ проведения
мастер-класса.
Мною проведено 7 занятий по теме
"Иррациональные неравенства” в рамках кружковой и индивидуальной работы с
обучающимися, где дается анализ иррациональных неравенств и способов их
решения. Проведение мастер-класса подтверждает выдвинутую гипотезу: При
изучении темы «Иррациональные уравнения и неравенства» качество обучения
повышается, если педагог применяет проблемное
обучение и блочно-модульную технологию, о чем свидетельствуют результаты
контрольной работы, сравнительной диагностики.
При проведении мастер-класса я
использовала такие виды и формы работы, как:
—
эвристическая беседа;
—
математические задачи творческого и исследовательского характера;
—
выдвижение гипотез, поиск решений на основе анализа гипотез;
—
игры-ситуации, игры-имитации;
—
поисково-творческие и исследовательские
задания;
— проектную
деятельность обучающихся.
Также предлагаю наиболее эффективные
формы проведения уроков: урок-игра; урок-семинар;
урок-практикум; урок-лекция; урок-исследование.
5. Предполагаемые результаты.
Изучение данного курса дает учащимся
возможность:
·
повторить и
систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
·
освоить основные
приемы решения задач;
·
овладеть навыками
построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
·
познакомиться и
использовать на практике нестандартные методы решения задач;
·
повысить уровень
своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
·
познакомиться с
возможностями использования электронных средств обучения, в том числе
Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ.
|